Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

№ 41 "Альтаир"

 города Обнинска Калужской области  

 

 

 

Консультации воспитателя Паршиковой И. Н.

 

Можно ли «алгеброй гармонию измерить»?

 

Что значит одарённый человек, талант?

На этот счёт существует множество характеристик, касающихся образно-эмоциональной, словесно-логической, интеллектуальной сферы.

Попробуем разложить всё по полочкам.

Что влияет  на остроту восприятия? Человек знает о мире и ориентируется в его изменениях при помощи сенсорных каналов. Их пять: аудиальный (слышать), визуальный (видеть), кинестетический (чувствовать), а также обонятельный и вкусовой каналы.

            Слышать – видеть – ощущать одновременно – это значит воспринимать мир посредством всех органов чувств, многосенсорно, через интуицию.

Учёные выяснили, что при встрече с человеком информация о нём распределяется следующим образом: 55% - язык телодвижений (как выглядит человек, какие ощущения от него), 38% - интонация и лишь 7% - сами слова.

            Если обратиться взором вдаль веков, то увидим что в народной культуре обучение шло через образно-эмоциональную сферу. Для нас важно что в традициях уже с младенчества внимание было направлено на развитие многосенсорности.

            Этой задаче посвящены колыбельные песни, считалки, потягушки, потешки, игры («Гуси-лебеди и волк», «Бояре, а мы к вам пришли»), серьезные игры.

            Для развития многосенсорности очень характерны две следующие сказки.

Первая: всем известный «Теремок» с героями: мышка - норушка, лягушка - квакушка,  «на горе увертыш» (лиса), «везде поскокиш» (заяц), «из-за кустов хватыш» (волк) и «всех давиш» (медведь).

- Эх старая! Поздно хватилась: в Печинске-Горшечинске был Петухан Куриханыч, да переведён в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич. Отгадай-ка, вот, бабушка, нашу загадку!».

            Видим, что такие сказки развивают образно-эмоциональную сферу (интуицию).

            Но это лишь часть проблемы остроты восприятия. Здесь не обойтись без упоминания функций каждого полушария головного мозга, доли которого отвечают за разные задачи: левое полушарие – логическое, правое – интуитивное, образно-эмоциональное. Люди левополушарного типа имеют неоспоримое преимущество в воспроизведении фактической информации и чувствуют дискомфорт, если нужно что-то придумать.  Воспринимают информацию от части к целому, правополушарные – суть. Левополушарные любят ясные инструкции, поступают по образцам, стереотипам, любят информацию в письменной форме. Правополушарный фокусирован на внешнее происходящее, использует интуицию, любит самостоятельный выбор, отвечает на личностные отношения, а не авторитарные, не любит проверять работу.

            Казалось бы, правополушарный тип – это творческий человек. Чего же желать большего? Но не всё так просто. И если в природе существуют различные функции полушарий головного мозга, то значит так надо: чтобы оба восприятия равно присутствовали в жизни человека.

Пример из практических исследований в Японии: в 70-е гг. ХХ в. в школах выявили одарённых детей, составляя при этом характеристику личностных особенностей. Через 20 лет проверили, кто же из испытуемых как живет-поживает.

            Оказывается, больше всего достигли люди, у которых еще в детстве проявились такие черты как добросовестность и ответственность (левополушарность).

            Таким образом, если человек в жизни равно использует как левополушарный, так и правополушарный подходы, и к тому же его отличает многосенсорность – то перед нами исключительная острота восприятия. Таких людей называем гениями, других – просто очень одарёнными и способными личностями в своей области.

            Вернёмся к периоду дошкольного детства. В детском саду, в отличие от школы,  преобладает образно-эмоциональное развитие, направленное на всестороннее развитие личности. Но как важно – и воспитателям и родителям уделять внимание трудовым навыкам ребенка.

            Сколько времени уделяет малыш, чтобы раздеться, одеться? Содержит ли в порядке свои вещи? Может ли помочь маме или отцу в домашних делах? Самостоятелен ли он? – Конечно, никто не рождается профессором или умельцем-левшой. Это нормально: учиться. Это обычно: делать ошибки. Важно неизменно поддерживать ребёнка в его трудовой самостоятельности.

            Оглянемся опять вглубь веков: во все времена люди работали, в том числе и дети, намного больше и не имели того досуга, как мы сейчас.

Но и веселились, праздновали несравненно больше: 2-3 месяца праздничных обрядов сопровождали во взрослой жизни начало и окончание труда, тем самым включалась образно-эмоциональная сфера.

            Хотим мы, чтобы ребенок, вырастая, получал от жизни удовлетворение? Надо учить его праздновать, радоваться и трудиться – как делали наши предки.

            Как не зарыть свой талант в землю? Надо уметь работать, и учиться труду с детского сада и ранее.

            Можно ли «алгеброй гармонию измерить»?

            Мне кажется, можно.

Как сказал кто-то из великих: «Гений – это 99% труда  и 1% таланта».

«Терпение и труд всё перетрут»

«Под лежачий камень вода не потечёт»

«Без труда не вытянуть и рыбку из пруда».

                                                           (Русские пословицы).

 

 

О чём рассказывает сказка: ведущие идеи и понятия в мифологии

 

I.         Наука древних.

В мифах, сказках, пословицах – три слоя информации. Первый, мифологический, несет информацию об устройстве мира.

В двух других отразились бесчисленные типические переживания наших предков. Один слой несет сугубо практические знания: как поступать в делах житейских. Это пословицы, поговорки («Цыплят по осени считают», «У семи нянек дитя без глазу» и др.), а также сказки, бывальщины, басни, относящиеся к практической стороне повседневной жизни. В русле этих традиций знакомые нам с детства басни И.А.Крылова («Слон и Моська», «Лебедь, Рак и Щука», «Ворона и Лиса» - образы эти стали нарицательными).

И наконец, третье направление: из сказки в сказку идёт «путешествие героя»: человек в экстремальной ситуации.

Даются ориентиры как достичь своей цели: делать своё дело и принять условия, которые тебя окружают. Всё о жизни и деятельности в экстремальных ситуациях здесь: непостоянство жизни, развитие личности, активность при достижении цели, разные люди и существа встречаются на пути; как вступать в контакт, поведение в конфликте, что способствует эффективному взаимодействию; как относиться к трудностям и – достижение результата.

II.      Истоки.

Как уже говорилось, человек воспринимает мир посредством органов чувств. Многосенсорность восприятия типчна для людей талантливых: «слышать-видеть-ощущать – одновременно».

Для нас важно то, что развитию многосенсорности всегда уделялось огромное внимание в народной культуре. Это и колыбельные (где все три элемента присутствуют) и потягушечки (потешки, пестушки), считалки, игры («Гуси-лебеди и волк», «Бояре, а мы к вам пришли», хороводные игры). Для развития моторики у самых маленьких: «ладушки», «сорока-сорока, где была?», «идёт коза рогатая» и другие игры с пальчиками.

Очень характерны, на мой взгляд, для развития многосенсорности две следующие сказки. Первая: всем известный «Теремок» с героями:  мышка-норушка, лягушка-квакушка,  «на горе увертыш» (лиса), «везде поскокиш» (заяц), «из-за кустов хватыш» (волк) и «всех давиш» (медведь).

Та же игра ума и развитие многосенсорности в известной всем сказочке «Петухан Куриханыч», где находчивый солдат разговаривает с жадной старухой:

-… Загадаю я вам, служивые, загадку… Слушайте, в Печинске-Горшечинске, под Сковородинским, сидит Петухан Куриханыч.

- Эх старая! Поздно хватилась: в Печинске-Горшечинске был Петухан Куриханыч, да переведён в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич. Отгадай-ка, вот, бабушка, нашу загадку!».

Достаточно примеров, уверена, каждый может привести из фольклора – ведь развитию многосенсорности посвящена, по сути, вся традиционная культура.

Казалось бы, сказочки, игры. Но позднее, когда дитё подрастало, навыки наблюдательности (многосенсорность) пригождались ему в практической деятельности: в рукоделии, в обучении ремеслу, и в работе по хозяйству.

Интересно, что и во взрослой жизни начало и окончание труда, результат, всегда сопровождались праздничными образно-эмоциональными обрядами. Мы видим, что  и логическое, и интуитивное равным образом присутствовали в обычаях: в русле народной культуры развивались как левополушарные так и правополушарные навыки. Но истоки жизни (мама, качающая колыбель) – образно-эмоциональное восприятие.

«Уходи, горе,

за синее море,

за тёмный лес,

за ясный огонь.

Уходи лесом, уходи полем,

уходи, горе, меня не тронь».

- эта песня Надежды Кадышевой (анс. «Золотое кольцо») использует многосенсорность в русских традициях.

III. Образ героя.

Героя сказки отличает положительный образ себя. Это исключительно важно для нормального развития человека абсолютно во всех сферах деятельности – чтобы человек хорошо относился к себе. Образ себя, ядро личности во многом определяют судьбу человека, его отношения с другими людьми, его успехи и неудачи. Свойство детской психики – отожествлять себя с героем. Ребёнок идентифицирует себя с силами Добра, одерживающими в конце концов верх над силами Зла. Это облегчает ему процесс взаимодействия с внешним миром, наполненным постоянным противоборством Света и Тьмы.

Ребенок как бы заимствует часть неисчерпаемой позитивной энергии у любимых персонажей, без которой ему не справиться с насилием.

            Сейчас, когда во всём мире исчезает устная традиция рассказывания сказок, и вместо живого человеческого общения ребёнок остается один на один с «голубым экраном», ребенок теряет ориентиры, страдает его психическая устойчивость.

Дети становятся менее защищёнными.

 

IV. Непостоянство жизни. Рост личности.

                                               «Всё перемелется, мука будет».

                                               «Время переходчиво».

                                               «Всему бывает перемена».

                                               «Нет худа без добра».

                                                                      (Пословицы)

 

            Непостоянство, изменчивость жизни красной нитью проходят через все сказки. Был беден – стал богат, был богат – потерял всё; сегодня печален – завтра весел и т.д.

Возникает вопрос: Как реагировать на постоянно изменяющуюся реальность?

Сказка отвечает: принятие сущего (сказки «Иван-царевич и Серый волк», «Морозко» и др.).

В итоге герой за терпение вознаграждается.

            Принцип непостоянства жизни подводит к следующему аспекту: раз меняются обстоятельства, то, чтобы выжить, адаптироваться в новых условиях, меняется и человек. Рост личности: жизнь как процесс становления, реализации человека.

Классический пример: «из лягушек – в принцы», и чудесное превращение Иванушки (Ершов «Конёк-Горбунок) – в доброго Молодца. Можно множество примеров внутреннего роста героев привести.

            Здесь же проблема: выбор жизненного пути и его реализация. В русских сказках традиционен камень на извилке трех дорог. Каждый сам выбирает  свой жизненный путь.

            Другой аспект проблемы роста личности: отмирание старого. Образ-символ: Птица Феникс, возраждающаяся из пепла. Пример из сказки «О молодильных яблоках и живой воде»: Иван-царевич, прошедший через подвиги и измену братьев, летит домой на птице Нагай, скармливая ей мясо – заготовленное прежде и затем с себя срезает… Или в «Коньке-Горбунке» герой прыгает в кипящие котлы. Это символизирует трансформацию, изменения в человеке путём отмирания старого.

V. Единство с миром.

Наши предки сосуществовали на равных с миром растений, животных, минералов.

Герои сказок разговаривают с Солнцем, Ветром, Месяцем, зверями, растениями, рекой. По необходимости оборачиваются то серым волком, то в сокола превращаются.

Единство с миром – этио представление о первопредках и всеобщей родственной связи. Человек понимает язык природы. Архаичное мироощущение – в сказке «Гуси-лебеди». Героиня благодарно принимает спасших её с братом и дикую яблоньку, и молочную речку – кисельные берега, и печку с простыми ржаными пирожками (опять-таки, печка – символ возрождения). Защищённость от стресса – близость к природе.

VI. Межличностные отношения, взаимодействие.

                                                                      «У Сидора обычай, у Карпа свой».

                                                                                                          (Пословица)

            В сказках мы встречаемся с великим множеством персонажей. У каждого своё видение порядков, свои ценности. В известном нам с детства стихотворении А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный» гением автора под Древом Жизни (дуб) собраны герои с самыми разнообразными  жизненными программами. Как в жизни.

В этом вопросе следует выделить следующие аспекты:

1)         Уникальность персонажа, всего существующего.

2)         Не стараться переделать другого человека (героя).

3)         Дружелюбие при контакте (Баба-Яга и Иван).

4)         Совместная деятельность «на равных» - сказка «Репка». Что характерно для русских сказок: у героя высокая мотивация на результат, но никогда он не достигает успеха в одиночку.

5)         Поведение в конфликте: съел Волк коня у Ивана, и затем сам послужил ему – не нападать на личность, а решать проблему.

Таким образом, сказка программирует человека на активность и учит Добру.

Заключение

            Известный собиратель сказок А.Н.Афанасьев заметил, что: «… сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды; она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою».

            Сказка – кладезь премудрости неисчерпаемый. Мне хотелось бы выделить те важные моменты, которые я вижу сейчас и они кажутся мне уроками сказки для детей и взрослых.

Уроки сказки:

1)    Результат всегда достижим. В сказках всё хорошо кончается. Тем самым у ребёнка формируется вера в успех, установка: выход есть всегда, безвыходных ситуаций не бывает.

2)    Надо искать в самом себе жизненные силы: «из лягушек – в принцы».

И ещё: не надо бояться совершать ошибки, они у всех героев. Кто боится ошибиться, тот ничего не достигнет. Но и – наличие правил. Их нарушил – и стал, например, козлёночком.

3)    Героя сказки отличает положительный образ себя.

Вывод: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Сказка – выражение высокого нравственного идеала народа.

Литература:

1. сб. «Русские сказки». Из сб. А.Н.Афанасьева – (383 с.) – М., «Художественная литература», 1987 г.

 

 

Психология творчества

 

*      Критерии творчества:

1) Линия между объективным и субъективным:

·         создать объективно новое;

·         одарённость, объективно новый уровень способностей, талант.

 

Что же характеризует творчество: продукт или процесс?

открытие для себя, переживание субъективно нового: творчество (даже если открыли другие).

Новое субъективное становится новым объективным.

2) Преодоление собственных ошибок – творчество.

3) А если идти без ошибок? Творчество.

 

*   Удовольствие от процесса (творчества, общения, работы). Детскость.

*   Осознание творчества (рефлексия) – если всё время нет творчества. Хорошо: в начале, конце. (сб. «Жизнь как творчество» (Кроник и др.) – Киев, (1983-1984).

*   Дуглас (США): отход от напрашиваемых предположений.

- Со скольки раз чему-либо учимся?

*   Кёстлер «Творческий акт»:

2 плоскости нашей жизни

 


 

повседневность                         кризисы (влюбленность, потери)

 

 

вибрация

между двумя плоскостями: творчество

 

*      НЛП. Предпосылки личной гениальности:

1) возможность одновременно существовать в 3 системах: слышать, говорить, переживать – т.е. чувственно-сенсорное восприятие (видеть и чувствовать, слышать);

2) легко играют понятиями прошлого, будущего;

3) творческий человек: много вариантов решения имеет (внутренних).

Что же творчество?

- способность думать?

- способность воспринимать?

- творческое поведение?

 

Творчество принадлежит не к какому-либо процессу, но самой личности человека.

Личностные особенности творческих людей:

1. Творчество ради творчества: увлекает процесс.

2. Рождение из мифов: мифологическое самосознание.

3. М. Буянов: готовность к риску завышена, отсутствие страха, импульсивность (эмоциональное поведение).

4. Полинезависимость: своеобразие социальных отношений. Внутренний иммунитет к давлению.

5. Безграничное трудолюбие.

6. Способность оперировать далёкими понятиями, ещё далёкими от действительности.

7. Отрешение от сиюминутных требований.

 

*      Н. Роджерс «Творчество как усиление себя».

Ощущение Космоса – предельный продукт творчества.

МАКРОКОСМ - МИКРОКОСМ

взаимосвязь, соотношение

 

?  Почему же только некоторые чувствуют себя одарёнными людьми?

- Чувство творческое присутствует ещё менее, чем присутствие в творческом процессе.

Группа типа «Мозговой штурм», метод КТД «Артек», «Орлёнок» - заражение творчеством.

?  Почему часто отвратительная атмосфера в творческих коллективах?

«Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».

(К. Станиславский)

Чувство «я» - спесь, самомнение.

 

*      Процесс стимуляции творчества

Н. Роджерс: - безопасная ситуация;

          - эмпатическое понимание что его воспринимают.

 

*      ? Что же такое творчество? – норма?

             - патология?

  • Кречмер «Гениальные люди» - 1929
  • Ломброзо «Гениальность и помешательство».

Разница между творчеством здорового и больного в том, что здоровый может в конце оценивать, рефлексировать.

  • Юдский «Психогигиена творчества» (как творить, но сохранить здоровье).

 

*      Алетопсихотерапия: Здоровое творчество имеет высшие цели. Хорошие.

  • В. Франкл «Логотерапия». – о смысле.
  • Теодор Вильрод (венский врач) – чем более здоровый человек, тем более здоровые его эмоции.

Эмоциональность адекватно ситуации.

Нездоровье: 1) отсутствие адекватности;

          2) преобладает одна эмоция либо сухость.

Самоактуализирующая личность >эмоциональное адекватное выражение.

 

*      Личность и общество

·         Гений одинок

·         Что отличает эффективных людей от неуспешных (табл. эффективности экспертов)

  • 1) сенсорный опыт (интуиция);
  • 2) кретивность (интуиция+риск), делать новое по собственному желанию в ситуации успеха (когда еще нет неуспеха).
  • 3) способность к конструированию межличностных отношений.
  • 4) способность к командной работе.
  • 5) способность к саморегуляции.

6) победа-победа/ выигрыш-выигрыш.

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»