"Крестьянская изба"

 

Долгосрочный педагогический проект «Патриотическое воспитание дошкольников средствами детского краеведческого музея «Крестьянская  изба»

 

 Цель Создание условий патриотического воспитания старших дошкольников через воспитательно-образовательный процесс в условиях музейной среды . Приобщение детей к народной культуре

Задачи:

- Знакомство детей с историей и бытом русского народа, устным народным творчеством, обычаями и традициями, великими полководцами России, декоративно-прикладным искусством

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого

- воспитание уважения к труду;

- Воспитание  патриотических чувств и развитие духовности

 

Актуальность проблемы. В последнее десятилетие уровень патриотического воспитания молодого поколения в стране заметно снизился. Духовность, доброта, любовь к Родине становиться дефицитным качеством людей. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя  все условия жизни: территорию, природу, климат, особенности быта и языка. Сходство в  духовной жизни  способствует общению и взаимодействию людей, что порождает творческие усилия и достижения. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование патриотических чувств  в системе образования приобретает особую актуальность    Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки патриотических качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Упускать этот период нельзя. Поэтому в детском саду уделяется большое внимание  приобщению детей к истокам народной культуры через организацию работы с детьми в детском краеведческом музее «Крестьянская  изба», созданном  в течение многих лет на базе детского сада при участии педагогов и родителей

Ожидаемый результат

-сформированность

патриотических качеств дошкольников;

- применение полученных знаний в добрых делах и поступках;

- сотрудничество усилий педагогов и родителей в осуществлении музейно-образовательной деятельности.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» (также как и «лестничная), появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире, и которые служат делу патриотического воспитания детей.

    В музеях все необычно: интерьеры залов, экспонаты, экскурсоводы, царит особая атмосфера. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.  

    Организуя роботу по патриотическому воспитанию в условиях музея, очень важно ориентироваться на возрастные особенности дошкольников в отборе экспозиционного, так и теоретического материала.

    Ознакомление детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края осуществляется через музеи детского сада «Русская изба». Назначение музея  состоит в том, чтобы воспитать интерес детей к русскому искусству и традициям русского народа. Здесь мы устраиваем различные посиделки  («Именины»), проводим народные праздники (Масленица, Святки), знакомим с убранством русской избы, с народным фольклором (загадки, потешки, заклички, считалки, пословицы, поговорки).    Центром ознакомления дошкольников в ДОУ с боевыми традициями нашего народа, памятниками Боевой Славы  служит экспозиция «Боевой Славы», где собраны материалы об истории войн нашей страны, о защитниках Отечества, о боевых наградах и боевой технике и т.д. В музее  собраны и подлинные экспонаты военной жизни: фронтовые письма, документы,  фотографии и др. В  музее воспитатель  проводит занятия, праздники, посвященные Дню Победы и Защитникам Отечества, экскурсии с целью ознакомления детей с историей Великой Отечественной войны, с тяготами и трудностями войны, знакомства с живыми людьми, которые отстояли в боях нашу Родину.     

      Таким образом, прикосновение к истории своей страны  вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея.

    Следует также отметить то, что музей – это не просто комната, где собран материал, музей работает  по программе. В своей работе воспитатель опирается на программу  О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2002 год  Музей постоянно пополняется, обновляются экспонаты, периодически проводятся экскурсии не только для дошкольников нашего  учреждения и их родителей, но и приглашаются гости из других детских садов и школ.

Результативность патриотической воспитанности старших дошкольников

           Музейная педагогика позволяет использовать дополнительные помещения и пространства, ресурсы и новые методы для всестороннего развития дошкольников для расширения их кругозора об окружающем мире, которые служат делу патриотического воспитания детей. Окунувшись в атмосферу музеев, дети  проявляют  больший интерес к изучаемому материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 12.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»