Ход реализации проекта.

 

Ход реализации проекта.

Важным показателем результатов работы дошкольного учреж­дения является здоровье детей.

Основным показателем результата работы учреждения является  показатель заболеваемости и посещаемости детского сада детьми.

Месяц

Количество детей

 

Пропущенные дни по болезни

Пропущенные дни по другим причинам

2014-2015 учебный год

В среднем 284 ребенка

5354

4193

2015-2016 учебный год

В среднем 257 детей

4116

4975

В среднем одним ребенком пропущено 35 (33) дня, из них по болезни 16 (19) дней,  общее количество случаев заболеваний 411 (461), что на 50 случаев меньше прошлого года. Прослеживается уменьшение случаев заболевания детьми на 11% (положительная динамика), однако длительность заболеваний у детей возрасла с 5-7 дней до 12-14 дней.

Выявлены  часто болеющие дети (более 6  раз в году): 11 детей (в прошлом году – 8 детей) Только 1 ребенок часто болел (7 раз) в течение двух лет.

Средняя посещаемость детьми учреждения с сентября 2015 по май 2016 года  составила 81% (показатель2014-2015 учебного года 80%). Этот показатель соответствует средней посещаемости по городу, но есть дошкольные учреждения в городе, имеющие показатель посещаемости 90%.

Вторым показателем здоровья детей является их группа здоровья.

Таблица распределения детей по группам здоровья.

 

Год

Группы здоровья детей

 

 

Первая

Вторая

Третья

четвертая

итого

Четвертая

2015

95

145

14

-

254

 

2016

129

124

7

3

263

 

Анализируя состояние здоровья детей, мы обратили внимание на тенденцию улучшения здоровья детей по показателю группы здоровья у вновь поступающих детей (  с 1 группой здоровья на 25 детей больше , чем в предыдущий год), однако появилось 3 ребенка с 4 группой здоровья. Кроме этого в детский сад поступили дети, имеющие ограниченные возможности здоровья ( всего в учреждении 13 детей)

Третий показатель - уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста.

          2014-2015 учебный год   

критерии

Количество детей  (115)

 

Низкий

(0-4 баллов)

Средний

(4-9 баллов)

Высокий

(10-15 баллов)

Физические качества

6(5 %)

88 (77%)

21  (18%)

Двигательные навыки

6

89

20

               

2015-2016 учебный год

Критерии

Количество детей  (119)

 

Низкий

(0-4 баллов)

Средний

(4-9 баллов)

Высокий

(10-15 баллов)

Физические качества

8 (7%)

87 (73%)

24 (20%)

Двигательные навыки

4 (3%)

71 (60%)

44 (37%)

 

Показатель физического развития  детей немногим выше уровня  прошлого года (высокий уровень).

Таким образом, в учреждении определились (условно) группы дошколят, имеющих:

·        Высокий уровень физического развития, первую или вторую группы здоровья, с количеством заболеваний в течение года менее 3;

·        Средний уровень физического развития, группы здоровья 1,2,3, с количеством заболеваний  в течение года до 5 случаев;

·        Низкий уровень физического развития, группы здоровья 2,3, количество заболеваний до 6 случаев.

·        Средний или низкий уровень физического развития, группы здоровья 2-4, часто болеющие дети;

·        Дети , имеющие ограниченные возможности здоровья

Наблюдая за организацией жизнедеятельности детей  в группах,  мы заметили незначительное, но все же уменьшение удельного веса движений в общеем режиме дня дошкольников. А это, несомненно, понижает защитные свойства организма. Соответственно, оптимизация двигательного режима  является одним из ффакторов профилактики заболеваний у детей.

Основная образовательная программа учреждения составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга», в которой раздел «Физическое развитие» разработан достаточно слабо в части его практической реализации . В данной ситуации необходимо использовать дополнительные парциальные программы в части  Программы, формируемой участниками образовательных отношенй и выстраивать собственную  систему физкультурно-оздоровительной работы, соответствующей современным требованиям и условиям жизни , а также  материально-техническим, финансовым  и кадровым условиям.

Так мы вышли на разработку проекта «Здоровый дошкольник!» с использованием элементов социально-оздоровительной технологии Змановского Ю.Ф. «Здоровый дошкольник!»

Первый этап – организационно-подготовительный.

Перед началом работы над проектом проведено  анкетирование «Отношение педагога к инновационной деятельности». В анкетировании приняли участие педагоги, имеющие педагогическое образование и стаж работы не менее 5 лет. Результаты показали наибольшую заинтересованность данным вопросом воспитателей подготовительных групп и  инструктора по физической культуре. В состав творческой группы вошли:

·         Инструктор по физической культуре Замостьянина Н.А. ( первая квалификационная категория, стаж работы инструктором -10 лет)

·         Иванова Е.В. – воспитатель ( высшая квалификационная категория, стаж работы 20 лет, высшее педагогическое образование(дошкольное)

·         Массальская Е.Н. – воспттатель ( соответствие занимаемой должности, стаж работы 10 лет, высшее педагогическое образование)

Таким образом, созданная творческая группа объединила единомышленников, мотивированных на взаимодействие, имеющих высокий потенциал. На заседании творческой группы мною был представлен данный педагогический проект. Обсуждались цели и задачи проекта, а также мероприятия каждого этапа.

1.Свою работу начали с подбора и анализа  научно-методической литературы: изучили социальную технологию научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» (Москва, 2001 год). Социально-оздоровительную технологию «Здоровый дошкольник» (практические разработки) Москва 2012год) и другие статьи и методическую литературу. Комплексное  определение «здорового ребенка»  включает ряд характеристик – жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным фактрам, высокий уровень выносливости и работоспособности и т.д.

2. На основе изученного разработана система физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками по основным направлениям деятельности:

·        Определение исходных показателей  состояния здоровья и психического развитии детей. Итогом совместного обсуждения и отбора диагностического материала стал перечень методик для оценки состояния здоровья детей : антропометрические данные (медицинский персонал), группы здоровья детей (медицинский персонал), тесты по формированию физических качеств и двигательных навыков (инструктор по физической культуре), личностные и поведенческие проявления детей (жалобы на плохое самочуствие, быстрая утомляемость, общая слабость, раздражительность и т.д.) (воспитатели и родители),  количество и характер заболеваний детй (старший воспитатель).  Комплексный подход в диагностике позволил как можно более точно определить малые подгруппы детей для организации практической деятельности на основе индивидуализации и дифферециации образовательной деятельности. При формулировании выводов обратили внимание на  динамику прироста показателей физического развития, развития физических качеств и двигательных навыков, функциональное состояние организма  заболеваемость. Частота проведения диагностики  -  2 раза в год(сентябрь, май).

·      Рациональная организация двигательной активности детей .

Особенность образовательной деятельности – использование циклических упражнений и их комбинаций  вовсех видах двигательной активности  с целью тренировки выносливости организма. Важно создавать условия для возникновения положительных эмоций через использование музыкального сопровождения . На звнятиях обязательно активное участие воспитателя группы. Необходимо помнить о соблюдении принципов систематичности и последовательности, постепенном усложнении упражнений и постепенном повышении требований к качеству их  выполнения с учетом результатов диагностики (дифференциация), интересов и потребностей детей,  социальной ситуации развития (индивидуализация) .Особое внимание уделется детям частоболеющим и имеющим ограниченные возможности здоровья. В работе с детьми желательно использовать приемы мышечного расслабления и предоставлять на некоторых занятиях в спортивном зале время для «свободной самостоятельной деятельности» с целью выявления интересов и склонностей детей к разным видам двигательной активности. Результаты наблюдения заложены в  основу  взаимодействия с семьями воспитанников в части «домашних заданий» и выбора спортивных секций для воспитанников.

·      Система закаливания.Закаливание – это тренировка системы регуляции организма.  Прежде всего это рекомендации для родителей «Как одевать детей в помещении и на прогулке». Важно не перегревать детей и не сковывать  их движения. Воспитатели следят за температурным режимом в групповом помещении, соблюдают установленный и утвержденный график проветривания, влажной уборки помещения. Хороший закаливающий эффект дают воздушные контрастные ванны с постепенно увеличивающейся разницей температур 9( от 4 до 10 градусов) при переходе из одного помещения в другое после дневного сна и хождение босиком ( в том числе по влажной дорожке). Занятия в бассейне заканчиваются контрастным душем, которое проводит медицинская сестра. В группах проводится точечный массаж, массаж лицевых мышц, упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой , ходьба по массажным дорожкам для профилактики плоскостопия, упражнения для формирования правильной осанки.  Для детей часто болеющих и имеющих ОВЗ разрабатываются и реализуются индивидуальные образовательные траектории развития  с учетом рекомендаций лечащего врача  при непосредственном контроле медицинской сестры. После перенесенных заболеваний закаливание контрастными воздушными ваннами проводится в половинном объеме  в течение недели, далее по показаниям доводится до нормальных значений

·      Создание психологически комфортной образовательной среды в группе. Важным показателем является создание условий для преобладания у детей чувсва жизнерадостности, веры в себя, удовлетворения индивидуальных потребностей детей, соблюдения педагогми психолого-педагогических условий, прописанных во ФГОС ДО, организации увлекательной деятельности детей, поддержки детской инициативы , соблюдения и поддержка традиций группы. Важным условием психологического комфорта являются : соблюдение гибкого режима дня, отсутствие спешки, устранение звуковых и световых раздражителей в разные отрезки времени, создание условий для свободной игры  детей в игровых уголках и уголке одыха, оборудованном  диванчиком, журчащим ручейком, мягкими игрушками , музыкальнным центром с наушниками для прослушивния музыки,  использование музыкального сопровождения при проведении режимных моментов. Для создания благоприятного психологического климата важно обеспечить детям  возможность  индивидуального общенияя со взрослым  на темы, интересующие  конкретного ребенка. Особенно это касается детей,   склонных к  невротическим состояниям, гиперактивных , часто болеющих и детей , имеющих ОВЗ. Педагогом-психологом учреждения используется психогимнастика Алябьевой Е.А.

·      Создание условий для оздоровительных режимов в группе. «Именно наличие цикличности  в деятельности всех физиологических систем , биохимических процессах и проявления психических функций создает  возможности для адаплации в условиях постоянно меняющейся внешней среды , что особенно важно для растущих организмов.»(Змановский Ю.Ф.).В своей деятельности педагоги придерживаются режима дня, рекомендованного Программой, СанПиН. В понедельник с детьми проводится «Утро радостных встреч», среда – «Сладкий вечер», пятница – развлечения и отдых.Особенно важен для детей правильно организованный дневной сон – достаточный для отдыха организма, не короткий и не длинный, засыпание под звуки расслабляющей,  усыпляюще тихой музыки и спокойный постепенный подъем.

·      Создание условий для формирования интереса к здоровому образу жизни и экологической культуры.       Очень важно помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни – здоровье. Детям рассказывают о факторах, влияющих на здоровье ( личная гигиена, рациональное питание, физическая культура, вредные и полезные привычки) , о строении и особенностях организма. У детей формируют здоровьесберегающую компетентность – готовность самостоятельно ( с небольшой помощью взрослого)  поддерживать, укреплять и сохранять свое здоровье и привычку к здоровому образу жизни. Педагогам важно помнить о профилактических и гигиенических мероприятиях, регламентированных СанПиН.

 3. Инструктор по физической культуре и воспитатели   прошли тематический курсы повышения квалификации для инструкторов физической  культуры и воспитателей ДОУ .

4. Одним из критериев качества реализации проекта является материально-техническое обеспечение.  В детском саду имеется спортивный зал, оснащенный согласно требованиям к РППС в соответствии с ФГОС ДО, зал «сухого плавания», бассейн, физкльтурные уголки в группах и спортивная площадка на улице.

2 этап -  практический

1.      Данный этап реализации проекта начали с проведения комплексной диагностики детей старших групп.

Комплексный подход позволил распределить  условно детей по 5 группам ( всего 26 детей):

         Высокий уровень физического развития, первую или вторую группы здоровья, с количеством заболеваний в течение года менее 3случаев – 5 детей

         Средний уровень физического развития, группы здоровья 1,2,3, с количеством заболеваний  в течение года до 5 случаев-11

         Низкий уровень физического развития, группы здоровья 2,3, количество заболеваний до 6 случаев - 2

         Средний или низкий уровень физического развития, группы здоровья 2-4, часто болеющие дети - 4

         Дети , имеющие ограниченные возможности здоровья- 4 (1 ребенок  - ДЦП)

 К  участию в диагностике были привлечены медицинский персонал, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители.

На заключительном этапе реализации проекта со всеми детьми будет проведена итоговая комплексная диагностика, а ее результаты будут озвучены на итоговом педагогическом совете ДОУ.

2.      Важным условиям организации работы с детьми  и явилась разработка системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО  на основе социально-оздоровительной технологии Ю.Ф.Змановского , способной создать необходимые и достаточные условия для полноценного физического и психического развития, а также развития  способностей детей с признаками одаренности, при которой дети сумеют укрепить свое здоровье,  достигнуть максимальных  результатов физического развития и двигательной подготовленности  .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                           

·         Построена собственная педагогическая модель сопровождения, включающая  содержание образования - формы деятельности (индивидуализация, дифференциация обучения) -  технологии и методы обучения - использование программ дополнительного образования ( степ-айробика, обучение плаванию) -  формы организации образования ( сочетание основного и дополнительного образования).

·         Осуществлено тесное  взаимодействие и социальное партнерство с родителями (законными представителями) дошкольников и организациями (ДЮСШ по спортивной гимнастике Ларисы Латыниной, МОУ средняя общеобразовательная школа №13, МБДОУ города, Центр реабилитации для детей и подростков «Доверие»).

Так, педагоги составили   рабочие программы . Составлено примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности  на учебный год, план сотрудничества с семьями воспитанников.  Отличительной особенностью образовательной деятельности  является тесное взаимодействие на основе сотрудничества детей, родителей и педагогов, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей дошкольников ( включая детей с ОВЗ и часто болеющих). Достижению высокий результатов способствует отсутствие жесткой регламентации образовательной деятельности, свобода выбора ребенком пособий, игр и физкультурного оборудования . В основной части занятия дети коллективно выполняют  задания, предложенные в игровой форме  педагогами, в заключительной – самостоятельная деятельность дошкольников при минимальном участии ( регламентации) педагога ( педагогом используется, в случае необходимости недирективная помощь детям, испытывающим затруднения)

Третий этап – заключительный, этап оценки, систематизации  и корректировки деятельности педагогов.

Он ознаменован оценкой деятельности, систематизацией накопленного материала, а также внесением изменений (корректировка).

  В группах старшего дошкольного возраста создаются условия  для оздоровления и развития детей ( включая детей с особыми образовательными потребностями и состоянием здоровья), взаимодействия  с родителями, оформляются детские «Портфолио» как результат индивидуальных достижений детей. Родители с удовольствием посещают открытые мероприятия, интересуются успехами своих детей, принимают непосредственное участие в образовательной деятельности, помогают в создании условий для закаливания и оздоровления детей.

Творческая группа педагогов приложила максимум усилий для  достижения основной цели и решения задач данного проекта, к качественному выполнению  всех мероприятий с детьми и родителями. Педагоги достигли высоких результатов. Мы гордимся проделанной  работой и  своими детьми !

Дата последнего обновления страницы 12.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»