Исследовательская деятельность как средство интеллектуального развития детей . Методика А.И. Савенкова.

(Из опыта работы воспитателя Пинахиной Елены Борисовны)

 

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Но что  получится, если обучать только на подражании, повторении и послушании? Мы сводим на нет, главную черту исследовательского поведения - поисковую активность. Итог: потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить.

Как утверждает ряд исследователей, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь.

 

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании. Значит перед нами стоит важная задача – развитие исследовательских способностей ребенка.

Исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Исследовательский Метод путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. основные составляющие метода – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. главное в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. при этом слово, в отличие от традиционного обучения, отодвигается на второй план.

Что такое исследовательская деятельность?

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Одно из главных, базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Гипотеза – это предположительное, вероятное значение, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она превращается в ложное предположение. Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский потенциал ребенка.

 

Большой ошибкой  является убеждение, что стоит только загрузить ребенка задачей проведения собственного исследования, как работа пойдет полным ходом, и задачи исследовательского обучения реализуются сами собой.  Ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему  знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

 

А.И.Савенков предлагает осуществлять это обучение во время тренировочных занятий, это первый этап. Второй этап – самостоятельные учебные исследования старших дошкольников.

учебное исследование дошкольника так же, как и исследование, проводимое взрослым, неизбежно включает в себя основные этапы:

-   выделение и постановка проблеМы (выбор теМы исследования;

-  выработка гипотез, предположений;

-     поиск и предложение возможных вариантов решения;

-    сбор материала;

-    обобщение полученных данных;

-    подготовка материалов исследования (сообщение, доклад и др.);

-      защита.

Прочитав это, мысль о том, что старший дошкольник способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается исследовательская работа с детьми.

Учебные исследования в нашем саду проводятся в рамках кружка «Юный исследователь» с детьми подготовительных групп, но практика показала, что начинать обучение необходимо раньше, с детьми старших групп. чтобы специальные знания, умения и навыки исследовательского поиска, полученные в старшей группе, закрепились в подготовительной группе.

 

  

Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

 

эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

 

теоретические – темы, по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. это то, что можно спросить у других людей, это то, что содержится в фильмах, написано в книгах и др.

Вслед за выбором темы идет поиск ее решения посредством выдвижения догадок или гипотез.

 

Обобщая материал, выделяются главные и второстепенные идеи. Для детей это очень сложная задача, поэтому бывает, необходима помощь взрослого. Но вместе с тем на этом материале можно развивать мышление и творческие способности ребенка, научить его смело высказывать свои определения.

Наши исследования заканчиваются докладом или сообщением. На докладчика надеваются академический головной убор и мантия. Это необходимо, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной.

Конечно, качество представляемой информации зависит от общего уровня развития ребенка. Вместе с тем это сообщение будет служить и важным средством развития и обучения. Длятся первые «доклады» обычно не долго, но с приобретением исследовательского опыта  собирается все больше информации. Доклады становятся более глубокими.

  

После выступления докладчика обязательно устраивается обсуждение доклада, дается возможность слушателям задать вопросы. Процессом руководит взрослый.

Как показала наша практика, детские исследования нередко разворачиваются за пределами непосредственно внимания педагога, т.е. в домашних условиях. поэтому проводится обучающая работа с родителями. Итогом является выступление, доклад ребенка.

Предполагаемые приобретенные исследовательские умения и навыки детей:

§  умение видеть проблеМы

§  умение задавать вопросы, искать на них ответы

§  умение выдвигать гипотезы

§  умение давать определения понятиям

§  умение классифицировать

§  умение наблюдать, сравнивать изучаемые предметы

§  умение проводить опыты, эксперименты

§  умение структурировать полученный в ходе исследования материал

§  умение делать выводы и умозаключения

§  умение доказывать и защищать свои идеи

§  умение готовить собственные мини-доклады с помощью взрослого.

Мониторинг исследовательской деятельности проводится в виде наблюдения.

Критериями оценки результатов детских учебных исследований (по Савенкову  А.И.) являются:

1.     степень самостоятельности. (ребенок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого должно быть дозированным).

2.     познавательная ценность темы.

3.     исследовательское мастерство. (  степень владения знанияМи, уменияМи и навыками.)

4.     логичность изложения.

5.     умение отвечать на вопрос

 

Мониторинг показал, что дети старших групп, занимавшиеся детскими исследованиями первый год, показали высокие результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзывы родителей:

1. Моя дочь Бубненко Маша занималась в кружке "Юный иследователь"  у Пинахиной Елены Борисовны в 2014-2015 году. Занятия в кружке нам очень понравились. Было очень интересно.  Результатом работы было выступление моей дочери на Фестивале детских исследовательских проектов в мае 2015 с докладом "Баобаб".

Я надеюсь, что в следующем году мы продолжим ходить на кружок "Юный исследователь" к Пинахиной  Елене Борисовне. Спасибо Вам б.ольшое

 (Бубненко Ольга Вадимовна)

Дата последнего обновления страницы 12.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»