Физкультурно-оздоровительная работа

 
 

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития.  Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонично развитого ребенка. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. 

 В нашем детском саду мы  организовываем физическое воспитание  таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения и укрепления здоровья.

Физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи ставятся конкретно с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на развитие форм и функций организма (костной системы, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы), совершенствование защитных функций организма посредством закаливания, повышение устойчивости к  различным заболеваниям,  увеличение работоспособности ребенка
Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи. Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).  В процессе физического воспитания ребенок: — приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм, начинает      осознавать свои двигательные действия, усваивает физкультурную и пространственную терминологию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед—назад, вверх—вниз и другие), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх, узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими, ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности. В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные  задачи:

  у ребенка появляется потребность в ежедневных физических упражнениях;

умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

 развиваются такие качества как самостоятельность, творчество, инициативность;

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм подвижных игр.
Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение ;осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие.

В результате решения данных задач мы воспитываем у дошкольника качества данные в Федеральных государственных стандартах.

На данной схеме вы  видите составляющие системы физкультурно оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения. Давайте рассмотрим каждую из них.

Важным компонентом полноценного физического воспитания детей является рационально организованное питание. Питание – один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей. 
Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма.

Для реализации целей, задач, направлений деятельности дошкольного учреждения по комплексному решению вопросов сохранения и укрепления здоровья детей у нас созданы следующие условия: игровые площадки для прогулок, медицинский кабинет, плавательный бассейн,спортивный зал с современным оборудованием и инвентарем, физкультурные уголки в группах, кабинет педагога – психолога.

К формам организации двигательной деятельности детей  в нашем саду  относятся: 

- физкультурные занятия;
—  физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки,

- физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
— активный отдых: детский туризм (прогулки и экскурсии), физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья;
— самостоятельная двигательная активность детей;

Занятия по физической культуре – это основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Мы используем следующие виды занятий: традиционное, тренировочное, сюжетное (игровое), занятия гимнастикой, коррекционно-развивающее (предполагает включение специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей). Характерной особенностью проведения всех занятий по ФК является исключение возможности перегрузки детей, их переутомления.

Немаловажной является информационно-просветительская  деятельность, которая включает в себя работу с семьей и персоналом детского сада. В нашем детском саду мы создаем  условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями,         устанавливаем доверительные и партнерские отношения с родителями,         вовлекаем семью в единое образовательное пространство. В рамках ДОУ традиционными стали совместные с родителями досуговые мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «Богатыри» (праздник  День защитника Отечества с приглашением пап –военнослужащих  ), проводятся Дни открытых дверей с посещением  занятий и организацией совместных викторин, подвижных игр. Спортивно - досуговая  деятельность с привлечением родителей направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях и воспитание потребности в движении и активном образе жизни.

 Наша информационно-просветительская деятельность заключается в формировании у детей и родителей навыка здорового образа жизни как ценности, а также ознакомление родителей с особенностями развития детей  возрастной группы в целом и своего ребенка в частности.

Наша задача –   информировать родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития детей, формировать у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивировать на здоровый образ жизни. Эти задачи решаются на родительских собраниях.

Социально-психологическая деятельность направлена на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Реализацией ее в ДОУ занимается прежде всего педагог-психолог, посредством специально-организованных занятий, а  также воспитатели и специалисты в текущем образовательном процессе.

Несколько слов я хотела бы сказать о закаливании.

Закаливание – воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, которые поступают из окружающей среды (изменение температуры, влажности, скорости движения воздуха, степени солнечного облучения и т.д.). 
Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними. 

Мы проводим закаливание  систематически, в течении всего года, с учетом сезонных явлений, учитываем 
 состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия, используем  природные факторы в связи с режимом, правильной организацией всей деятельности ребенка, так как общее укрепление здоровья способствует эффективности закаливания. В нашем саду проводятся следующие закаливающие мероприятия :         занятия в бассейне в течение всего года, прогулки, умывание холодной водой из-под крана с элементами самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук, полоскание рта , игры с водой ,        пребывание в облегчённой одежде в помещении, в одежде соответственно сезону года на улице,    хождение босиком по соляным дорожкам ( “рижский метод закаливания” , сон с доступом воздуха,          проветривание, кварцевание, контрастные воздушные ванны.

 

Качественному улучшению самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп поможет организация в группе физкультурного уголка 

 

Следующий вид деятельности - образовательная здоровьесберегающая.

В осуществлении «здоровьесберегающей деятельности» задействованы практически все сотрудники детского сада, поскольку ее задачи решаются на повседневных занятиях по физическому воспитанию, экологии, ОБЖ.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – формирование у детей осознанного отношения к жизни и здоровью, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. Она предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. В рамках здоровьесберегающей деятельности  в минувшем учебном году педагоги вместе с детьми осваивали новую технологию – метод проекта. В ДОУ был запущен и реализован проект «Путешествие в страну Витаминию», в ходе которого маленькие исследователи экспериментировали, добывали необходимую информацию при помощи родителей и педагогов, учились правильно питаться и вести здоровый образ жизни. Проект был заявлен на районный конкурс и стал победителем в номинации «Ты и твое здоровье».

 Принципы оздоровления в нашем детском саду

• комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья воспитанников;

• непрерывность и системность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;

• максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников;

• преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;

• использование простых и доступных технологий;

• формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала и воспитателей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий.

 

Дата последнего обновления страницы 12.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»