"Развитие конвергетивного и дивергентного мышления посредством математики"

(статья воспитателя Корабельниковой Ирины Владимировны)

 

Чтобы начать разговор, необходимо ввести общие понятия и выяснить: почему математика способствует решению этих задач. Итак, что такое мышление?

МЫШЛЕНИЕ:

1.Это психический процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности.

2.Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности.

3.Мышление является социально обусловленным процессом: оно не возможно без знаний, добытых в ходе человеческой деятельности.

Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстрагирование, аналогия и др.), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой - области познания, в том числе и в математике. Безусловным является то, что сформированность умственных действий является абсолютной необходимостью для развития математического мышления, не случайно эти умственные действия именуются также приемами логических умственных действий. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка. Классификация, сериация являются приемами умственных действий, формирование которых невозможно без предварительного развития у ребенка операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования, аналогии и систематизации.

Математическое содержание оптимально для развития всех познавательных способностей (как сенсорных, так и интеллектуальных).

 

Конвергетивное мышление

Это логическое последовательное однонаправленное мышление. Оно проявляется и развивается в задачах, имеющих единственно правильный ответ, причем этот ответ может быть логически выведен из самих условий. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решение достигается путем использования определенных правил-алгоритмов.

Дивергентное – или альтернативное мышление – отступающее от логики.

Дивергентная задача предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов.


Развивая этот вид мышления надо помнить предостережение известного специалиста в области развития детского интеллекта Ж.Пиаже : дивергентное мышление - интуитивное, ассоциативное, которое наиболее естественно для ребенка и необходимо в творческой деятельности. Может подавляться ранними интенсивными занятиями подобного рода.  В ходе исследований Савенкова А.И. была подтверждена мысль о том, что необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на оба вида мышления.

Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления. У детей необходимо развивать оба вида мышления и помогать им находить удовлетворение в интеграции обоих параметров мозговой деятельности.

Использование заданий такого рода должно привести к овладению детьми такими умениями, как умение анализировать, синтезировать, делать обобщения, классифицировать, давать определение понятиям и т.п.

В ходе работы по развитию дивергентного мышления мы развиваем:

1.                  Способность видеть проблему.

2.                  Способность находить несколько способов решения проблемы, выбирая наиболее верный в данном случае.

3.                  Способность устанавливать причинно – следственные связи.

4.                  Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5.                   Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6.                   Гибкость мышления

7.                    Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

8.                   Лёгкость генерирования

Условия, необходимые для развития мышления  посредством математики.

1.В математике существуют определённые понятия, символы, категории, которые выработало человечество на пути эволюции культуры. Эти понятия не возникнут сами собой из опыта повседневной жизни. Их усвоение требует специально организованной среды, целенаправленной работы взрослых. Поэтому организация работы педагога встаёт на первое место. Первостепенно построение общения взрослого и детей.

2.Одно из мощных средств развития мышления – диалог.  Не случайно возникли деловые игры, в которых процесс мышления разделён между участниками, а результаты доступны каждому в силу того. Что они постоянно обнародуются. Впоследствии человек способен один при приёме важного решения рассматривать ситуацию с нескольких точек зрения и разносторонне её анализировать.

3.Наблюдение за возрастным развитием детей. Преуменьшение возможностей ребёнка не менее опасно,  чем их преувеличение. Включение математики в различные продуктивные виды деятельности.

4.Ведущий вид деятельности – игра. Именно она и будет являться толчком для развития мышления.

5.Кроме того, в дошкольном возрасте можно наблюдать активную познавательную деятельность. Это мощный фактор для развития мышления.

Игры и упражнения, развивающие конвергетивное мышление.

Подбор заданий и игр идёт строго по возрасту детей.

1.                                    Все задачки- шутки, имеющие только одно решение. Задания: сосчитай, пересчитай.

2.                                    Найди себе пару. Цифры стройся. Отдели фигуры по форме. Найди такую фигуру.

3.                                    Задания на поиск закономерности.

4.                                    Серия дидактических игр: «Съедобное – несъедобное» (и вариации этой игры) «Высоко-низко, далеко-близко»,  «Скажи наоборот» и т. д.

5.                                    Игры на развитие логического мышления (имеющие одно решение )

Игры и упражнения на развитие дивергентного мышления.

 Все виды упражнений и игр, в которых нет одного ответа и решения.

Шахматы, шашки, морской бой, крестики- нолики.

Прекрасно подходят для этой цели развивающие пособия : уникуб, кубики Никитина, танграмм, головоломки.

Кроме того способствует развитию дивергентного мышления придумывание детьми выхода из непростых ситуаций для сказочных героев.

 

Дата последнего обновления страницы 12.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»