Консультации логопеда

 

Подготовила логопед

Бойкачева Регина Вячеславовна

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«О ДЫХАНИИ»

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

            Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

            Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят  тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены  добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

 

ВНИМАНИЕ!!! 

 

q  Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).

q  Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.

q  Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребенок не надувал щеки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами).

q  Выдох должен быть длительным и плавным.

q  Важно, чтобы ребенок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя теплая, рассеянная и слышится звук, похожий на {Х}, значит,  ребенок дует неправильно.

q  Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение может привести к головокружению.

q  После каждого упражнения давайте ребенку отдохнуть.

 

Регулярное  выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

 

Дудочка

Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучаний разной силы.

Загони мяч

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в ворота (между двумя карандашами).

 

Фокус

1.      Сделай  «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок)

2.      Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3.      Сделай вдох через нос.

4.      Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

 

     Одуванчик

Ветер дул на одуванчик – разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть  на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

 

Сдуй снежинку.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

 

Улыбнись, немного высуни язык и положи его на широкий край через нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик – «снежинку» с ладони. Повтори три – четыре раза, следя, чтобы не надувались щеки. (Главное, чтобы ребенок произносил звук, похожий на {Ф}, а не на  {Х}, т. е. Воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная.

 

Вертушка

Дуют дети на вертушку

Очень славная игрушка!

Крутится, вращается,

Детишкам очень нравится!

 

Длительно поизносить звукосочетание «ФУУУУУУУУУУУУУУУУУУ».

 

Кораблик

 По волнам корабль плывет.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик отпускай.

 

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом  живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшшшшшш»  или «ффффффффф».

 

Мыльные пузыри

Взял соломку Игорек.

Надул мыльный пузырек.

 

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

 

 

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

 

Вырежьте из бумаги  несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

 

Комплекс дыхательных и физических упражнений


В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизуются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

 

Надуй шарик

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

 

Выбираем удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос, (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой).  После вдоха сразу же произв6ести  свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

 

Наклоны.

 

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх – глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).

 

Долго дятел дуб долбит

(руки вперед, верх)

Клювом дятел дуб долбит

(руки вниз назад)

Тут, тук, тук, тук, тук, тук

(руки вперед, вверх)

Пауков найдет он тут.

(руки вниз, назад).

 

Повороты

 

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот – вдох, вправо – выдох.

 

Боком – боком, боком – боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

 

Ветер дует

 

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

 

Я подую высоко

(руки поднят вверх, встать на носки подуть)

Я подую низко

(руки перед собой, присесть, подуть)

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон вперед, подуть)

Я подую близко

(руки положить на грудь и подуть на них).

Дата последнего обновления страницы 12.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»