| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Педагогический проект "Горжусь и помню!" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей № 41 «Альтаир» города Обнинска Калужской области
Педагогический проект
«Горжусь и помню»
Автор проекта: Праскунина Елена Владимировна, музыкальный руководитель 1 квалификационной категории
2015год г. Обнинск
Педагогический проект «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм» / В. В. Путин / Обоснование необходимости проекта: Наш сегодняшний мир подвластен смене ценностных ориентиров, это неизбежно на современном этапе. Время не стоит на месте, происходят как позитивные, так и негативные перемены. Они оказывают влияние на гражданское самосознание, общественную нравственность, на отношение человека к обществу, государству. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… И общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной Истории». В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: « Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, … должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции». В соответствии с новым Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", дошкольное образование стало первым уровнем общего образования и несет такую же ответственность за нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения.«Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству» (Базовые национальные ценности) Патриотизм не рождается вместе с человеком. Он взращивается с малых лет. Это результат длительного и целенаправленного воздействия разных факторов на человека. Все начинается с любви к близким, дружбы со сверстниками. Ребенок, подрастая, узнает о городе, родном крае, где он живет, узнает историю своей страны, становится свидетелем и соучастником памятных исторических дат. Знание истории своей страны необходимо для формирования у ребенка гражданской позиции, воспитания любви к родному краю, стране, чувства гордости за людей, трудами и талантами которых славно Российское государство, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны. Год 2015 ознаменован юбилейной датой – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией. Не одно поколение выросло после того страшного, жестокого времени, все меньше становится свидетелей тех событий. Но память о ней нужна и нашим детям, и будущему поколению, чтобы не повторились те кровавые события. К сожалению, наше время тоже является тревожным. Все чаще раздаются провокационные призывы, голоса, призывающие пересмотреть факты истории, подставить под сомнение значение Победы народа СССР. Ребенок – дошкольник эмоционально восприимчив. Пережитое и усвоенное в детстве отличается колоссальной психологической устойчивостью. И мы педагоги в ответе за формирование духовно – развитой личности ребенка, за нравственно – патриотическое воспитание будущего поколения нашей страны. Поэтому я выбрала тему проекта «Горжусь и помню». Цель: Создание системы работы по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства.
Задачи: 1. Формировать нравственно - патриотические чувства – «любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству». 2. Создать условия для художественно – эстетического развития старших дошкольников и овладения ими начальными знаниями социального мира, элементарными представлениями об истории. 3. Повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах формирования нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат. 1. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания музыкального произведения искусства. 2. Формирование элементарных представлений об истории страны (В.О.В); развитие личностных качеств, осознание себя гражданином России. 3. Появление интереса к музыкальным военно – патриотическим произведениям.
Продукт проекта: u Подбор методической и педагогической литературы, репертуара u Обогащение развивающей предметно – пространственной среды. u Сценарии НОД, праздника Дня Победы u Подбор видео-, аудио – материала. u Атрибутика, костюмы, поделки: «Книга памяти», «Письмо ветерану» и т.д. u Перспективное планирование по нравственно – патриотическому воспитанию на 2014 – 2015 учебный год u Перспективный план работы с воспитателями. u Перспективный план работы с родителями. u Отзывы родителей, сотрудников.
Нормативно – правовое обеспечение проекта. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( №1155, 17.10.13) 3. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 года №26 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга», научный руководитель Е.В. Соловьева.
Планирование работы Проект реализуется в 3 этапа: 1этап – Информационно - накопительный - сентябрь – октябрь 2014 года 2 этап - Организационно - практический - ноябрь – апрель 2015года 3 этап – Презентационно – завершающий - май 2015года
Апробация проекта 1этап – Информационно - накопительный - Сентябрь – октябрь 2014 года Цель: Создание условий для реализации проекта. Задачи: u Проведение анализа опросника. u Определение цели, задач, содержания и форм работы с детьми.
u Подбор и изучение методической литературы по теме проектной деятельности. u Разработка перспективного планирования совместных мероприятий. u Привлечение педагогов и родителей к совместной деятельности. u Составление сценариев занятий, подбор музыкального материала. u Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
2 этап - Организационно - практический - ноябрь – апрель 2015года Цель: Реализация плана работы по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства.
Задачи: u Разработка и проведение НОД с использованием музыкального, литературного, иллюстрационного материала на военно – патриотическую тему. u Участие в городских фестивалях. u Проведение экскурсий, выставок поделок. u Использование развивающей предметно - пространственной среды в совместной и самостоятельной деятельности детей. u Осуществление взаимодействия педагогов, детей, родителей и социума в ходе реализации проекта.
3 этап – Презентационно – завершающий – Май 2015года Цель: Определение уровня сформированности нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства. Задачи: u Проведение праздничного концерта, посвященного Дню Победы. u Проведение анализа и оценки результатов совместной деятельности: педагоги - дети – родители. u Осуществление интеграции образовательных областей в реализации мероприятий.
Ход реализации проекта Работа над проектом строилась по следующим направлениям: 1. Методическое сопровождение. 2. Взаимодействие взрослых с детьми. 3. Сотрудничество с родителями. 4. Взаимодействие с социумом. Для достижения результативности руководствовалась ФГОС дошкольного образования, в частности, принципом дошкольного образования: «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Приступая к разработке проекта, педагоги изучили нормативно – правовые документы, а именно: Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, СанПиН, примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Радуга» и т.д. Педагогами в ходе информационно – накопительного этапа был отобран и систематизирован материал по теме проекта, и на его основе был составлен план совместных мероприятий, а также мини – проекты, конспекты НОД, консультации для родителей, скорректирован музыкальный и танцевальный репертуар. Были подобраны иллюстративный, презентационный материал, художественная литература, пословицы, поговорки, загадки, дидактические игры. Анализ проведенного опроса среди детей показал невысокий уровень знаний и недостаточного интереса к музыкальным произведениям военно - патриотической тематики, несмотря на то, что родители компетентны в этом вопросе, поддержали и заинтересовались идеей участия в совместном проекте. Поэтому, опираясь на сотрудничество со специалистами, воспитателями, родителями, я разработала проект «Горжусь и помню». Нравственно – патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, основу которого составляет развитие нравственных качеств детей. Ребенок восхищается тем, что видит, слышит, что вызывает эмоциональный отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознанны, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности. Развитие личности ребенка, особенно интенсивное в дошкольный период – включает в себя разные личностные качества: уверенность в себе, уважение и дружелюбие к другим, любознательность, терпение, сообразительность, умение видеть прекрасное. С детства закладываются качества будущего патриота. Работа по нравственно - патриотическому воспитанию не будет успешной без активного взаимодействия с родителями. Началом работы над проектом послужило совместное творческое задание для детей и родителей: сочинение «Моя семья», выставка детско – родительского творчества «Мой город», экскурсии в городскую библиотеку, к подводной лодке. Так как в процессе игры дети лучше воспринимают и усваивают материал, воспитателями были подготовлены дидактические игры с использованием иллюстраций, разрезных картинок: «Узнай по описанию», «Улицы нашего города», «Что покажем, куда повезем». Одновременно на музыкальных занятиях дети знакомились с песнями о своем городе: Эпатова Н.М. - «Ты – город мой», «Гимн Обнинска», Горбачева Е.Н. - «Мой город»; о Родине: Роот З.Я. «Наша Россия прекрасна», Струве Г.А., «Моя Россия», Смирновой С. «Белый, синий, красный». Родители оказали помощь в изготовлении атрибутики - трехцветных ленточек. Промежуточным итогом послужило занятие «Я – гражданин России», в завершение которого воспитанники выполнили аппликацию «Флаг России». Продолжением работы в данном направлении послужила экскурсия в музей поисковой работы ВПО «Обнинские следопыты» «Судьба солдата». Ребята и взрослые знакомились с найденными экспонатами с мест боев на Калужской земле. Продолжали знакомство и разучивание патриотического репертуара: - песни Филлипенко А.Д. «Бравые солдаты», «О мире», «Вечный огонь», «Наша родина сильна», р.н.п. «Солдатушки бравы ребятушки», Сидоровой М.В «Победа придёт», сл. Исаковского М., муз. Блантера М. «Катюша»; - слушание песен Матусовского М, Баснера В. « С чего начинается Родина?», «День Победы» Тухманова Д.Ф., «Прощание славянки» Агапкина В. И.; - разучивание танцев «Казачок», «Прадедушка», «Синий платочек», «Яблочко»; - чтение Длуголенский Я. «Что могут солдаты», пословиц и поговорок о мире, войне, воинах; - рассматривание репродукций - Васнецова В. М. «Богатыри» Корин П.Д., «Портрет маршала Г.К. Жукова.1945», Костецкий В.Н. «Возвращение», Непринцев Ю.М. «Последняя граната», Кривоногов П.А. «Победа.1945», Лактионов А.И. «Письмо с фронта». Памятники: Вучетич Е.В. «Мамаев курган», «Трептов – парк»; - знакомство с играми: «Лётчики на аэродроме», «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Пройди, не замочив ног», «Салют». Важной частью проведенной работы стал праздник, посвященный Дню Защитника Отечества, на котором присутствовали ветераны и родители – военнослужащие. Принимали участие в городских фестивалях танцев и песен, посвященных празднованию 70 – я Победы в Великой Отечественной Войне. Родители принимали активное участие в организации и проведении праздников, а так же в пошиве костюмов, изготовление атрибутов. Так же в ходе реализации проекта были проведены выставки совместного творчества детей и родителей на темы: «Письмо ветерану», «Книга памяти», « В мире космонавтики». Родители принимали участие в разработке и презентации семейных проектов. Таким образом, работу по нравственно - патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что дает положительный результат в воспитании детей. С использованием мультимедийного оборудования познавательными оказались занятия - «Великие полководцы России», «А.Александров «Священная война», «Великие битвы В.О.В.» завершением которой стала творческая работа воспитанников «Салют Победы». Кульминацией проекта стал яркий, эмоциональный по форме и содержанию Праздничный концерт, посвященный 70 – ю Победы в Великой Отечественной Войне для ветеранов, детей и взрослых. После концерта дети подарили цветы и сувениры «Георгиевская ленточка», а также рассмотрели награды участников встречи и пообщались с ветеранами поближе. Также в эти предпраздничные дни дошкольники вместе с воспитателями посещали памятные места и мемориалы города. Взрослые объясняли детям ритуальные моменты: смена почетного караула, возложение венков к памятнику, минута молчания и т.д. В процессе хода проекта помимо получения знаний и опыта дошкольники приобщались к социокультурным нормам. Формирование основы гражданственности и патриотизма невозможно без приобщения к традициям русского народа, его обрядам, праздникам и правилам, по которым жила Русь, но при этом необходимо помнить и о сегодняшнем времени, и вместе с детьми прослеживать связь между стариной и настоящим днем. С этой целью в нашем учреждении работает музей «Крестьянская изба», назначение которого состоит в том, чтобы воспитать интерес детей к русскому искусству и традициям русского народа. Фольклорный ансамбль «Друженька» - наши постоянные гости, которые помогают нашим детям искренне окунуться в атмосферу праздника, переместится в эпоху наших предков. В праздничных обрядах, ритуалах в душе у ребенка загорается интерес к русскому народному творчеству, закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Детский сад много лет дружит с детской музыкальной школой № 2. Такое сотрудничество помогает развивать в наших детях музыкальные знания и способности, прививать любовь к музыке. Учащиеся музыкальной школы подготовили концерт, на котором звучала музыка военных лет. Так, знакомясь с социумом своего города, ребята получают не только множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной. Следуя из принципа ФГОС ДО: «Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), педагогических работников и детей», подтвердили результаты проведенной работы. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в совместной деятельности оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Способствует воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства, а также открывает возможность для личностного развития ребенка, его социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, что подтверждает повторный опрос детей. Повторный опрос детей показал выявленные результаты: 1. Положительная динамика развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания музыкального произведения искусства. 2. Расширение музыкального репертуара и проявление у дошкольников интереса к военно – патриотической музыке, о ее роли и значении в годы ВОВ. 3. Овладение элементарными знаниями о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; развитие личностных качеств, осознание себя гражданином России. Реализация проекта через совместную деятельность музыкального руководителя с детьми по всем образовательным областям.
Художественно-эстетическое развитие: u Аппликация «Российский флаг» u Художественная коллективная работа «Салют Победы» u Поделки: «Книга памяти», «Письмо ветерану», « В мире космонавтики» u Развитие эмоциональной сферы детей через слушание военно – патриотических музыкальных и литературных произведений Речевое развитие u Обогащение словаря. u Работа над артикуляцией, интонацией. Социально-коммуникативное развитие: u Встречи с ветеранами, родителями - военнослужащими. u Экскурсии: в городскую библиотеку, к подводной лодке, в музей поисковой работы ВПО «Обнинские следопыты» «Судьба солдата», к мемориалу «Вечный огонь», в Парк Белкино u Концерты: фольклорного ансамбля «Друженька», учащихся музыкальной школы №2 u Участие в городских фестивалях. u Игры. Познавательное развитие: u Формирование первичных представлений об истории Отечества в годы В.О.В. u Знакомство с детскими военно – патриотическими музыкальными и литературными произведениями. u Знакомство с творчеством и биографией композиторов. u Знакомство с музыкальным жанром.(симфония) u Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Физическое развитие: u Развитие физических качеств. u Накопление и обогащение двигательного опыта.
Трудности реализации проекта Переориентация профессионального мышления педагогов от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному ( инновационному). Необходимо стараться так организовывать образовательный процесс, чтобы осознанная, целенаправленная деятельность дошкольника служила основным средством их развития. Средства, которые дают возможность направлять инициативу ребенка в педагогически важное русло и дают объективную возможность ДОО реализовывать федеральные государственные стандарты дошкольного образования: - реструктуризация содержания образовательной деятельности; - изменения форм взаимодействия взрослого и ребенка; Переходя к выводу, хочу напомнить слова Суворова: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В Великую Отечественную Войну музыка была одним их действенных орудий в борьбе с завоевателями. Наравне с железным оружием – танками, пушками и боеприпасами с 1942 года возобновили выпуск духовного оружия – грампластинки, которые несли песни нужные для бойцов фронта. Рискуя жизнью, артисты выступали на передовых, композиторы писали музыку, поднимая дух не только военных, но и простых тружеников тыла. Именно мобилизация духовных сил нашего народа в годы войны было главной задачей искусства. И соприкосновение с историей своей страны, искусством того времени, накопление музыкального опыта через восприятие высокохудожественных произведений бесценно для духовного становления дошкольника. По мнению О.П.Радыновой «именно музыка может стать эмоционально – оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание». Полученные знания и пережитые впечатления в течение года посредством музыкального искусства, повысили рост познавательной активности не только детей, но и взрослых. Поэтому считаю, что проведенная работа над проектом очень плодотворна, многогранна и очень важна. В результате удалось создать систему работы по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства. Используемая литература: 1. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795) 3. В.С.Матвеева «Патриотическое воспитание в дошкольном образовании: традиции и современность» 4. О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, П.Д.Рабинович, Е.М.Марич «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». 5. Белая К.Ю., ТеселкинаН.В. «Организация проектной деятельности в ДОУ» 6. Киселева Л.С., Данилина Т.А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» 7. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. «Современные педагогические технологии в ДОУ» 8. Скоролупова О.А. «Контроль воспитательно – образовательного процесса в ДОУ» ( стр.112 – 122) 9. Журнал «Музыкальный руководитель» - 2006г. №5 Рубан Т. статья «Дмитрий Дмитриевич Шостакович» - 2007г. №2, Долгополова Л. сценарий «Воспитываем патриотов» - 2008год №2, Кокина Н.А. сценарий Два музыкальных произведения о войне» - 2015г. №1, Кузнецова Г.В. статья «Продолжаем изучать ФГОС ДО»; - Кретова М. , интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Во слву Отечества»; -Саполнова Е. сценарий «День нашей армии сегодня» - 2015г. №3, Коренева Т.Ф. музыкально – литературная композиция «Мир герои отстояли»; - Мерзлякова.С.И., Мерзлякова Т.П. сценарий «Праздник Победы» 10. Журнал «Справочник музыкально руководителя» - 2013г. №3, Мишакова И.Н., Машкова Л.Г. занятие ко Дню Победы «Книга памяти»; - Бескровная Л.В., Яковлева А.В. конспект НОД «Богатыри земли русской» -2014г. №4, Макарова О.Б., Веснина В.Н. статья, Психолого - педагогическое сопровождение развития песенного творчества детей дошкольного возраста» 11. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» - 2009 №9, Прохорова О.А. позновательно – творческий проект «Наш любимый город – Москва» - 2013 №12, Авитиди М.Г., Галкина И.М. «Воспитания толерантности в условиях инклюзивного образования» 12. Журнал «Музыкальная палитра» - 2014г.№ 3, Гасанова О.Б., Тупицына Е.М. сценарий «Никто не забыт, ничто не забыто» - Трифонова Л.С., Кристесашвили О.В. сценарий «Жди меня» 13. Л.П.Ушакова «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» 14. В.В.Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг» 15. О.П.Радынова «Настроения, чувства в музыке»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата последнего обновления страницы 12.03.2021 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |