Педагогический проект "Горжусь и помню!"

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей № 41 «Альтаир» города Обнинска Калужской области

 

 

Педагогический проект

 

 

«Горжусь и помню»

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта: Праскунина Елена Владимировна,

музыкальный руководитель 1 квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

2015год

г. Обнинск

 

 

Паспорт педагогического проекта

 

 

Тема педагогического проекта

 

«Горжусь и помню»

 

 

 

Автор педагогического проекта

 

Музыкальный руководитель 1 категории – Праскунина Елена Владимировна

 

 

 

 

Цель педагогического проекта

 

Создание системы работы по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства

 

 

 

Тип педагогического проекта

 

Познавательный, творческий

 

 

 

Временной характер педагогического проекта

 

Долгосрочный.

Сроки реализации:

сентябрь 2014г. – май 2015г.

 

 

 

Участники педагогического проекта

 

Дети, родители, педагоги: ПДО, воспитатель ИЗО,  музыкальный руководитель, воспитатели групп.

Возраст  детей 6 – 7 лет

 

 

Форма проведения итогового мероприятия

 

Концерт

 

 

 

Педагогический проект

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм»

/ В. В. Путин /

Обоснование необходимости проекта: 

Наш сегодняшний мир подвластен смене  ценностных ориентиров, это неизбежно на современном этапе. Время не стоит на месте, происходят как позитивные, так и негативные перемены. Они  оказывают влияние на гражданское самосознание, общественную нравственность, на отношение человека к обществу, государству. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… И общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной

Истории».

 В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: « Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, … должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции». В соответствии  с новым  Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", дошкольное образование стало первым уровнем общего образования и несет такую же ответственность за нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения.

«Патриотизмлюбовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству»  (Базовые национальные ценности)

Патриотизм не рождается вместе с человеком. Он взращивается с малых лет. Это результат длительного и целенаправленного воздействия разных факторов на человека. Все начинается с любви к близким,  дружбы со сверстниками. Ребенок, подрастая, узнает  о городе, родном  крае, где он живет, узнает историю своей страны, становится свидетелем  и соучастником памятных исторических дат.  Знание истории  своей страны необходимо для формирования у ребенка гражданской позиции, воспитания любви к родному краю, стране,  чувства гордости за людей, трудами и талантами которых славно Российское государство, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны.

Год 2015 ознаменован  юбилейной  датой  – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией. Не одно поколение выросло после того страшного, жестокого времени, все меньше становится свидетелей тех событий. Но память о ней нужна и нашим детям, и будущему поколению, чтобы не повторились те кровавые события. К сожалению, наше время тоже является тревожным. Все чаще раздаются  провокационные призывы,  голоса, призывающие пересмотреть факты истории, подставить под сомнение значение Победы  народа СССР.

Ребенок – дошкольник эмоционально  восприимчив. Пережитое и усвоенное в детстве отличается колоссальной  психологической устойчивостью. И мы педагоги в ответе за формирование духовно – развитой личности ребенка, за нравственно – патриотическое воспитание будущего поколения нашей страны. Поэтому я выбрала тему проекта «Горжусь и помню».

Цель: Создание системы работы по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства.

 

Задачи:

1.  Формировать нравственно - патриотические чувства – «любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству».

2.  Создать условия для художественно – эстетического развития  старших дошкольников и овладения ими начальными знаниями социального мира, элементарными представлениями  об  истории.

3.  Повышать компетентность  родителей (законных представителей) в вопросах формирования нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Предполагаемый результат.

1.  Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания музыкального произведения искусства.

2.  Формирование элементарных представлений об истории страны (В.О.В); развитие личностных качеств, осознание себя гражданином России.

3.  Появление интереса к музыкальным военно – патриотическим произведениям.

 

Продукт проекта:

u Подбор методической и педагогической литературы, репертуара

u Обогащение развивающей  предметно –    пространственной среды.

u Сценарии НОД, праздника Дня Победы

u Подбор видео-, аудио – материала.

u Атрибутика, костюмы, поделки: «Книга памяти», «Письмо ветерану» и т.д.

u  Фотоочет.

u Перспективное планирование по нравственно – патриотическому воспитанию на 2014 – 2015 учебный год

u Перспективный план работы с воспитателями.

u Перспективный план работы с родителями.

u Отзывы родителей, сотрудников.

 

Нормативно – правовое обеспечение  проекта.

1.  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( №1155, 17.10.13)

3.  СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 года №26 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

4.  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга», научный руководитель Е.В. Соловьева.

 

 

 

 

Планирование работы

Проект реализуется в 3 этапа:

1этап – Информационно - накопительный  - сентябрь – октябрь  2014 года

2 этап -  Организационно - практический  - ноябрь – апрель 2015года

 3 этап –  Презентационно – завершающий - май 2015года

 

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

1 

u Обсуждение  форм сотрудничества

u Изучение ФГОС ДО, примерной Программы «Радуга», методической литературы  по теме

u Составление  опросника.

u Предварительное выявление уровня знаний

u Вхождение в проблему. Первичное знакомство, обсуждение темы

u Опрос

u Консультации

2     

u Коррекция индивидуальных планов педагогов.

u Составление перспективного плана мероприятий

u Создание конспектов занятий, праздников

u Создание консультаций для родителей и воспитателей

u Сотрудничество с родителями и воспитателями

u Подбор фонотеки, песенного и танцевального  репертуара

u Составление танцев - «Прадедушка», «Казачок», «Синий платочек», «Яблочко»

u Подбор литературы, иллюстрационного материала, видеоматериала

 

u Знакомство, разучивание литературного и музыкального материала на военно – патриотическую тему

u Расширение опыта, формирование представления об истории страны (В.О.В) через совместную деятельность  и экскурсии

u Участие в песенном и танцевальном фестивалях, посвященных Дню Победы

u Участие в НОД 

u Оформление альбома  «Книга памяти»

u Изготовление «Письмо ветерану»

u Консультации

u Участие, оказание помощи в организации проведения экскурсий, фестивалей и праздников

u Оказание помощи в изготовлении костюмов и атрибутов

u Помощь в изготовлении – «Книга памяти», «Письмо ветерану»

u Подарок ветеранам – сувенирная Георгиевская ленточка.

3     

u Повторный опрос детей

u Анализ достижения  полученных результатов

u Трудности реализации проекта

u Перспектива дальнейшего развития по данной теме

 

 

u Праздничный концерт для ветеранов, посвященный Дню Победы. Встреча, беседа с ветеранами

u Формирование устойчивого интереса к военно – патриотическим произведениям

u Выставка продуктов детской деятельности

u Повышение уровня компетентности по данной теме

 

 

Апробация  проекта

1этап – Информационно - накопительный  - Сентябрь – октябрь  2014 года

Цель:  Создание условий для реализации проекта.

Задачи:

u Проведение  анализа  опросника.   

u Определение  цели, задач, содержания и форм  работы с детьми.

 

u Подбор  и изучение  методической  литературы  по теме проектной деятельности.

u Разработка  перспективного планирования совместных мероприятий.

u Привлечение  педагогов и родителей к совместной  деятельности.

u Составление сценариев занятий, подбор музыкального материала.

u Обогащение  развивающей  предметно –    пространственной  среды.

 

 

 

2 этап -  Организационно - практический  - ноябрь – апрель 2015года

Цель: Реализация плана  работы  по воспитанию нравственно – патриотических  чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства.

 

Задачи:

u Разработка и проведение НОД с использованием музыкального, литературного, иллюстрационного  материала на  военно – патриотическую тему.

u Участие в городских фестивалях.

u Проведение экскурсий, выставок   поделок.

u Использование развивающей предметно - пространственной среды в совместной и самостоятельной деятельности детей.

u Осуществление взаимодействия  педагогов, детей, родителей и социума в ходе реализации проекта.

 

 

3 этап –  Презентационно – завершающий –  Май 2015года

 Цель: Определение уровня сформированности нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства.

Задачи:

u Проведение праздничного концерта, посвященного Дню Победы.

u Проведение  анализа  и оценки  результатов совместной деятельности:  педагоги - дети – родители.

u Осуществление интеграции образовательных областей в реализации мероприятий.

 

 

 

 

 

 

Ход реализации проекта

Работа над проектом строилась по следующим направлениям:

1. Методическое сопровождение.

2. Взаимодействие взрослых  с детьми.

3. Сотрудничество с родителями.

4. Взаимодействие  с социумом.       

Для достижения результативности руководствовалась ФГОС дошкольного образования, в частности, принципом дошкольного образования: «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Приступая к  разработке проекта, педагоги  изучили  нормативно – правовые документы, а именно:  

 Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, СанПиН, примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Радуга»  и т.д. Педагогами в ходе  информационно – накопительного этапа  был отобран и систематизирован материал по теме проекта, и на его основе был составлен план совместных мероприятий, а также  мини – проекты, конспекты НОД, консультации для родителей, скорректирован  музыкальный и танцевальный репертуар.  Были подобраны иллюстративный,  презентационный  материал, художественная литература, пословицы, поговорки, загадки, дидактические игры.                                                                                                                                      Анализ проведенного опроса среди  детей  показал  невысокий уровень знаний и недостаточного   интереса   к музыкальным произведениям  военно - патриотической тематики, несмотря на то, что родители компетентны в этом вопросе,  поддержали и заинтересовались идеей  участия в  совместном проекте. Поэтому, опираясь на сотрудничество со специалистами, воспитателями, родителями, я разработала проект «Горжусь и помню».

  Нравственно – патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, основу которого составляет развитие нравственных качеств детей. Ребенок восхищается тем, что видит, слышит, что вызывает эмоциональный отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознанны,  но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности. Развитие личности ребенка, особенно интенсивное в дошкольный период – включает в себя разные личностные качества: уверенность в себе, уважение и дружелюбие к другим, любознательность, терпение, сообразительность, умение видеть прекрасное. С детства закладываются качества будущего патриота.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию  не будет успешной  без активного взаимодействия с родителями. Началом  работы над проектом послужило  совместное творческое задание для детей и родителей:   сочинение «Моя семья», выставка детско – родительского творчества «Мой город»,    экскурсии в городскую  библиотеку, к подводной лодке. Так как в процессе игры дети лучше воспринимают и усваивают материал, воспитателями были подготовлены дидактические игры с использованием иллюстраций, разрезных картинок: «Узнай по описанию», «Улицы нашего города», «Что покажем, куда повезем». Одновременно на музыкальных занятиях  дети знакомились с песнями о своем городе:  Эпатова  Н.М. -  «Ты – город мой», «Гимн Обнинска»,  Горбачева Е.Н. - «Мой город»; о Родине: Роот З.Я. «Наша Россия прекрасна», Струве Г.А.,  «Моя Россия», Смирновой С.  «Белый, синий, красный». Родители оказали помощь в изготовлении атрибутики - трехцветных ленточек. Промежуточным  итогом послужило занятие «Я – гражданин России», в завершение которого воспитанники выполнили аппликацию «Флаг России».

Продолжением работы в данном направлении послужила экскурсия в музей поисковой работы ВПО «Обнинские следопыты» «Судьба солдата». Ребята и взрослые знакомились с найденными экспонатами с мест боев на Калужской земле.

Продолжали знакомство и  разучивание  патриотического  репертуара: 

- песни  Филлипенко А.Д.  «Бравые солдаты», «О мире»,  «Вечный огонь»,  «Наша родина сильна», р.н.п. «Солдатушки бравы ребятушки»,  Сидоровой М.В «Победа придёт», сл. Исаковского М., муз. Блантера  М. «Катюша»;                                        

- слушание песен Матусовского  М, Баснера В. « С чего начинается Родина?», «День Победы» Тухманова Д.Ф., «Прощание славянки» Агапкина В. И.;  

- разучивание танцев  «Казачок», «Прадедушка», «Синий платочек», «Яблочко»;

- чтение  Длуголенский Я. «Что могут солдаты», пословиц и поговорок  о мире, войне, воинах;

- рассматривание репродукций - Васнецова В. М. «Богатыри» Корин П.Д., «Портрет маршала Г.К. Жукова.1945»,  Костецкий В.Н. «Возвращение», Непринцев Ю.М. «Последняя граната», Кривоногов П.А. «Победа.1945», Лактионов А.И. «Письмо с фронта».  Памятники: Вучетич Е.В. «Мамаев курган»,  «Трептов – парк»;

-  знакомство с играми: «Лётчики на аэродроме», «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Пройди, не замочив ног»,  «Салют».

Важной частью проведенной работы стал праздник, посвященный Дню Защитника Отечества, на котором присутствовали ветераны и родители – военнослужащие. Принимали  участие  в  городских фестивалях  танцев и песен, посвященных празднованию 70 – я Победы в Великой Отечественной Войне. Родители принимали активное участие в организации и проведении праздников, а так же в пошиве костюмов, изготовление атрибутов.                                                                                                            Так же в ходе реализации проекта были проведены выставки совместного творчества детей и родителей на темы: «Письмо ветерану»,  «Книга памяти», « В мире космонавтики». Родители принимали участие  в разработке и презентации семейных проектов. Таким образом, работу по нравственно - патриотическому воспитанию  следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что дает положительный результат в воспитании детей.                                                                                                                          С использованием мультимедийного оборудования познавательными оказались занятия  - «Великие полководцы России», «А.Александров  «Священная  война», «Великие битвы В.О.В.»  завершением которой  стала  творческая работа воспитанников  «Салют Победы».                                                                                                                        Кульминацией проекта стал  яркий, эмоциональный по форме и содержанию Праздничный концерт, посвященный 70 – ю Победы в Великой Отечественной Войне  для ветеранов, детей и взрослых.                                                                                                   После концерта дети подарили  цветы  и сувениры «Георгиевская ленточка», а также рассмотрели  награды участников встречи и пообщались с ветеранами поближе.         Также в эти предпраздничные дни дошкольники  вместе с воспитателями посещали памятные места и мемориалы города. Взрослые объясняли детям ритуальные моменты: смена почетного караула, возложение венков к памятнику, минута молчания и т.д.            В процессе  хода проекта помимо получения  знаний и опыта  дошкольники приобщались к социокультурным нормам.                                                                                     Формирование основы гражданственности и патриотизма  невозможно без приобщения к традициям  русского народа, его обрядам, праздникам и правилам, по которым жила  Русь, но при этом необходимо помнить и о сегодняшнем времени, и вместе с детьми прослеживать связь между стариной и настоящим днем. С этой целью в нашем учреждении работает музей «Крестьянская изба», назначение которого  состоит в том, чтобы воспитать интерес детей к русскому искусству и традициям русского народа. Фольклорный ансамбль «Друженька» -  наши постоянные гости, которые помогают нашим детям искренне окунуться в атмосферу праздника, переместится в эпоху наших предков. В праздничных обрядах, ритуалах в душе у ребенка загорается интерес к русскому народному творчеству, закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.  Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.                                  Детский сад много лет дружит с детской музыкальной школой № 2.  Такое сотрудничество помогает развивать в наших детях музыкальные знания и способности, прививать любовь к музыке. Учащиеся музыкальной школы подготовили концерт, на  котором звучала музыка военных лет. Так, знакомясь с социумом своего города, ребята получают не только множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.                                                          Следуя из принципа  ФГОС ДО: «Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), педагогических работников и детей», подтвердили результаты проведенной работы.  Взаимодействие педагогов, детей и родителей  в совместной деятельности оказывает положительное влияние на развитие ребенка.  Способствует воспитанию   нравственно – патриотических  чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства, а также открывает возможность для личностного развития ребенка, его социализации,  развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, что подтверждает повторный опрос детей.

Повторный опрос детей  показал выявленные результаты:

1. Положительная динамика развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания музыкального произведения искусства.

2. Расширение музыкального репертуара и проявление у дошкольников  интереса к военно – патриотической музыке, о ее роли и значении в годы ВОВ.

3. Овладение элементарными знаниями о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; развитие личностных качеств, осознание себя гражданином России.

Реализация проекта через совместную деятельность музыкального руководителя с детьми по всем образовательным областям.

 

Художественно-эстетическое развитие:

u Аппликация «Российский флаг»

u Художественная коллективная работа «Салют Победы»

u Поделки: «Книга памяти», «Письмо ветерану», « В мире космонавтики»

u Развитие эмоциональной сферы детей через слушание военно – патриотических музыкальных и литературных произведений

Речевое развитие

u Обогащение словаря.

u Работа над артикуляцией, интонацией.

Социально-коммуникативное развитие:

u Встречи с  ветеранами, родителями - военнослужащими.

u Экскурсии:  в городскую  библиотеку, к подводной лодке, в музей поисковой работы ВПО «Обнинские следопыты» «Судьба солдата», к мемориалу «Вечный огонь»,  в Парк Белкино

u Концерты:  фольклорного ансамбля «Друженька», учащихся музыкальной школы №2

u Участие в городских фестивалях.

u Игры. 

Познавательное развитие:

u Формирование первичных представлений об истории Отечества в годы В.О.В. 

u Знакомство с детскими военно – патриотическими музыкальными и литературными произведениями.

u Знакомство с творчеством и биографией композиторов.

u Знакомство с музыкальным жанром.(симфония)

u Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

 

Физическое развитие:

u Развитие физических качеств.

u Накопление и обогащение двигательного опыта.

 

 

Трудности реализации проекта

Переориентация профессионального мышления педагогов от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному ( инновационному).      Необходимо стараться так организовывать образовательный процесс, чтобы осознанная, целенаправленная деятельность дошкольника служила основным средством их развития. Средства, которые дают возможность направлять инициативу ребенка в педагогически важное  русло и дают объективную возможность ДОО реализовывать федеральные государственные стандарты дошкольного образования:       - реструктуризация содержания образовательной деятельности;                                           - изменения форм взаимодействия взрослого и ребенка;                         

Переходя к выводу, хочу напомнить слова Суворова: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В Великую Отечественную Войну музыка была одним их действенных орудий в борьбе с завоевателями.  Наравне с железным оружием – танками, пушками и боеприпасами  с 1942 года возобновили выпуск духовного оружия – грампластинки, которые несли песни нужные для бойцов фронта. Рискуя жизнью,  артисты выступали на передовых, композиторы писали музыку, поднимая дух не только военных, но  и простых тружеников тыла. Именно мобилизация  духовных сил нашего народа в годы войны было  главной задачей искусства.  И соприкосновение с историей своей страны, искусством того времени,  накопление музыкального опыта через восприятие  высокохудожественных произведений бесценно для духовного становления дошкольника. По мнению О.П.Радыновой  «именно музыка может стать эмоционально – оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства  и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание». Полученные знания и пережитые  впечатления в течение года посредством музыкального искусства, повысили рост познавательной активности не только детей, но и взрослых. Поэтому считаю, что проведенная работа над проектом очень плодотворна, многогранна и очень важна. В результате удалось создать систему работы по воспитанию  нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства.

Используемая литература:

1. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795)
2. Д.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно – нравственного развития воспитания личности гражданина России»

3. В.С.Матвеева «Патриотическое воспитание в дошкольном образовании: традиции и современность»

4. О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, П.Д.Рабинович, Е.М.Марич «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

5. Белая К.Ю., ТеселкинаН.В. «Организация проектной деятельности в ДОУ»

6. Киселева Л.С., Данилина Т.А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»

7. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. «Современные педагогические технологии в ДОУ»

8. Скоролупова О.А. «Контроль воспитательно – образовательного процесса в ДОУ»

( стр.112 – 122)

9. Журнал «Музыкальный руководитель»

- 2006г.  №5 Рубан Т. статья «Дмитрий Дмитриевич Шостакович»

- 2007г.  №2, Долгополова Л. сценарий «Воспитываем патриотов»

- 2008год №2, Кокина Н.А. сценарий Два музыкальных произведения о войне»

- 2015г. №1, Кузнецова Г.В. статья «Продолжаем изучать ФГОС ДО»;

- Кретова М. , интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Во слву Отечества»;

-Саполнова Е. сценарий «День нашей армии сегодня»

- 2015г. №3, Коренева Т.Ф. музыкально – литературная композиция «Мир герои отстояли»;

- Мерзлякова.С.И., Мерзлякова Т.П.  сценарий «Праздник Победы»

10. Журнал «Справочник музыкально руководителя»

- 2013г.  №3,  Мишакова И.Н., Машкова Л.Г. занятие ко Дню Победы «Книга памяти»;

-  Бескровная Л.В., Яковлева А.В. конспект НОД  «Богатыри земли русской»

-2014г.  №4, Макарова О.Б., Веснина В.Н. статья, Психолого - педагогическое сопровождение  развития песенного творчества детей дошкольного возраста»

11.  Журнал «Справочник старшего  воспитателя дошкольного учреждения»

- 2009 №9, Прохорова О.А. позновательно – творческий проект «Наш любимый город – Москва»

- 2013 №12, Авитиди М.Г., Галкина И.М. «Воспитания толерантности в условиях инклюзивного образования»

12. Журнал «Музыкальная палитра»

- 2014г.№ 3, Гасанова О.Б., Тупицына Е.М. сценарий «Никто не забыт, ничто не забыто»

- Трифонова Л.С., Кристесашвили О.В. сценарий «Жди меня»

13. Л.П.Ушакова «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»

14. В.В.Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг»

15. О.П.Радынова  «Настроения, чувства в музыке»

 

Дата последнего обновления страницы 12.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»