Музейная педагогика в детском саду
(Из опыта работы воспитателя Второвой Татьяны Васильевны)
В Федеральном государственном образовательном стандарте заложены основные принципы дошкольного образования. Одним из этих принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания.
Познавательное развитие начинается с пробуждения у детей любопытства.
Любопытство – это бессознательное стремление к познанию и зависит во многом от внешних факторов окружающей среды.
Любопытство при определенных условиях перерастает в любознательность.
Любознательность – это любовь к знанию. Любознательность – активный интерес к окружающему миру.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается с помощью взрослого и самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспериментировать. А это уже развитие познавательного интереса, который при определенных условиях, в которых не малую роль играет предметно-развивающая среда, приводить к формированию проектно-исследовательских умений и навыков.
Я хочу рассказать вам о том, как я вместе с родителями организовала у себя в группе мини-музей применяя музейную педагогику в своей работе. Что такое мини-музей? Это музей созданный, созданный для малышей, он небольшой, постоянно открыт, экспонаты можно потрогать и поиграть с ними.
Мини-музей посвящен определенному предмету, объекту природы или явлению. Наш мини-музей называется «Времена года». Он включает в себя 4 экспозиции:
O «Опавшие листья»,
O «Белые снежинки»,
O «Первоцветы»,
O «Разноцветное лето».
Любой объект не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то.
I. Экспозиция «Опавшие листья».
Эта экспозиция показала на доступном для дошкольников уровне круговорот веществ в природе., дала представление о связи растения и почвы, о том, как образуется почва и какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания. Экспонаты: «Одеяло из листьев», «Дерево загадок», «Кому и для чего нужны опавшие листья», «Листья-вкусная еда», «Листья лечат», «Листья для художника», «Листья и почва».
II. Экспозиции:
§ «Снежная королева»;
§ «Зимнее покрывало»;
§ «Зимние забавы»;
§ «Арктика»;
§ «Зимний водоём»;
§ Коллаж «Зимний лес».
Мини-музей предполагает уголок-игротеку самостоятельной деятельности. Здесь ребенок самостоятельно или с воспитателем может выполнить ряд заданий, опытов: «собери пару», «лист-плод», «разложи листья», «собери букет». Можно на тарелочке рассмотреть почву через лупу, исследовать из чего она состоит, найти в ней комочки сухих листьев.
Экспозиции эти постоянно пополняются, т.к. мы постоянно участвуем в выставках: «В гостях у снеговика», «Замок Деда Мороза», конкурсах осенних и весенних букетов, Всероссийский конкурс «Звездочка в ладошке», «4 секрета Волшебницы Весны».
Сейчас мы с родителями организовали музей «В гостях у сказки». Начинался он, как музей одного персонажа «Курочка Ряба».
Цель создания – расширить представления детей об окружающем мире, познакомить детей с домашними животными на примере курочки, со сказками о ней, развить речь, формировать эмоциональное отношение к животным.
Экспонаты:
§ «Курочки бывают разные»;
§ «Еда для курочки»;
§ «Цыпленок из яйца»;
§ «Семья Курочки Рябы»;
§ «Что даёт нам курочка»;
§ Книжный уголок;
§ Театральный уголок;
§ Игротека;
§ «Дерево-загадок».
Каких же результатов я достигла, используя «Музейную педагогику»:
1. Обогащение предметно-развивающей среды.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства.
3. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
4. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
5. Формирование у дошкольников представления о музее.
6. Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания.