Подготовила педагог-психолог
Косенко Юлия Георгиевна
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
«ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»
Часто родители обращаются к педагогу-психологу только в кризисных ситуациях. Для того, чтобы этого избежать, я стараюсь установить контакты с родителями заранее, использую для этого все многообразие форм и методов работы.
Одной из них является повышение психологической грамотности родителей посредством включения их в совместную игровую деятельность.
Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.
Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребенка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребенок спал, или что ел. С каждым годом все больше времени ребенок тратит на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, все меньше времени отводится игре.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает все меньше места в жизни людей.
Особое внимание уделяется творческому характеру игры, ее содействию развитию воображения, мышления, речи ребенка. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.
Игра является действенной формой взаимопомощи. Ведь в ней он может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания в том числе трудности во взаимоотношениях с родными.
В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в роли: Мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.
Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает его способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребенку, как с ними играть. Ребенок будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно интересной деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто умеет играть и знает интересные игры.
Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Особенности игровой деятельности детей 5-6 лет – коллективная игра со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация.
1. Упражнение «Ассоциации»
Задание: нарисовать ассоциации, которые возникают при слове «игра». После выполнения упражнения выслушиваются ответы и демонстрируются рисунки родителей и их детей.
2. Упражнение «Определи игру»
Предлагаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм: магазин, поликлиника. Родителям и детям с помощью атрибутов предлагается развернуть ролевое взаимодействие, назвать как можно больше ролей к данным сюжетно – ролевым играм.
3. Пальчиковая игра «Домик»
Под грибом - шалашик – домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом – стул с высокой спинкой.
(направить левую вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят – угощенье для ребят.
Число игр неограниченно, главное, установить контакты с родителями именно в дошкольный период жизни ребенка, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока.
Вспомним слова Л.А. Никитиной о необходимости сделать так, чтобы детский сад, не подменяя родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия.